ПРОФИЛИ и ДОПРОФИЛИ в обучении

Уважаемые родители!

 

В 2021/2022 учебном году планирование образовательного процесс определяется Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 мая 2020 г. №83 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі» 

 

Типовой учебный план средней школы предусматривает организацию допрофильного и профильного обучения:

  • на изучение в 5-7 классах на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» количество учебных часов может быть увеличено не больше чем на 2 часа в неделю без увеличения максимально допустимой учебной нагрузки;

Дополнительное учебное время при изучении иностранного языка в школе должно быть использовано для:

  • совершенствования навыков и развития умений устной речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
  • увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем предметно-тематического содержания;
  • повышения степени подготовленности обучающихся к адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран изучаемого языка:
  • осуществления речевого и неречевого поведения, адекватного нормам и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;
  • повышения уровня готовности обучающихся к самообразовательной деятельности по овладению иностранным языком;
  • совершенствования компенсаторных умений во всех видах речевой деятельности;
  • развития учебно-познавательных умений.

При обучении иностранному языку в объеме 4 (5) учебных часов в неделю необходимо ориентироваться на программные требования к изучению иностранного языка на повышенном уровне.

Независимо от вида учреждения общего среднего образования учащиеся, начавшие изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» в V классе в истекшем учебном году, продолжают его изучение на повышенном уровне в VI классе.

  • при изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов в 5-9 классах количество учебных часов на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» определяется согласно с типовым учебным планом гимназии, т.е. 1 час в неделю;

Количество часов, отведенных для организации факультативных занятий, ограничивается максимально допустимой учебной нагрузкой. Зачисление учащихся на факультативные занятия оформляется приказом директора школы на основании заявлений родителей. Факультативные занятия проводятся в соответствии с программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Кроме факультативных занятий в школе организуются дополнительные занятия с учащимися: стимулирующие и поддерживающие.

Стимулирующие занятия – это занятия с высокомотивированными учащимися, которые проводятся с целью подготовки их к олимпиадам, научно-практическим конференциям, интеллектуальным конкурсам.

Поддерживающие занятия – это занятия для корректировки знаний учащихся по отдельным дисциплинам.

Дополнительные занятия с учащимися 5-11 классов организуются при необходимости, по запросу и проводятся с целью отработки умений и навыков.

  • на изучение в 8-9 классах на повышенном уровне отдельных учебных предметов количество учебных часов может быть увеличено не более чем на 2 часа в неделю без увеличения максимально допустимой учебной нагрузки.

В 2021/2022 учебном году планируется организация допрофильного обучения на базе 8-9 классов на основании заявлений родителей (законных представителей).

Дополнительно выделяемые учебные часы в неделю (один или два) на изучение одного или двух учебных предметов на повышенном уровне в VIII и IX классах используются на организацию и стимулирование учебной деятельности учащихся по овладению системными знаниями, умениями оперировать ими при выполнении учебных и приближенных к реальным условиям заданиям.

Учащиеся, изучавшие один или два учебных предмета на повышенном уровне в VIII классе, по их желанию продолжают их изучение на повышенном уровне в IX классе.

  • на изучение в 10-11 классах на повышенном уровне учебных предметов выделяется 4 часа. Изучение учебных предметов на повышенном уровне осуществляется в разных соотношениях, например: математика и физика, математика и иностранный язык, математика и химия, химия и биология и т.д.;

В 2021/2022 учебном году планируется организация профильного обучения на базе 10-х классов на основании заявлений родителей (законных представителей)

  • в 10-11 классах в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в рамках шестого школьного дня в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп);

В 2021/2022 учебном году планируется организация профессиональная подготовка учащихся 10-х классов на основании заявлений родителей (законных представителей) по специальностям «Оператор ЭВМ», «Секретарь».

 

 

Вопросы и ответы

 

Что такое профильное обучение?

Профильное обучение позволяет наряду с получением учащимися общего среднего образования (базовый уровень) обеспечить изучение некоторых учебных предметов на повышенном уровне. Цель профильного обучения – создание условий для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации учащихся с учетом их способностей, склонностей и интересов.

 

Что такое базовый уровень изучения учебного предмета?

Базовый уровень изучения учебного предмета – это тот обязательный минимум содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося, общей культуры, мировоззрения, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

 

Что такое повышенный уровень изучения учебного предмета?

Повышенный уровень изучения учебного предмета ориентирован на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий, необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения.

 

Что такое допрофильная подготовка?

Допрофильная подготовка осуществляется в V – IX классах. Это система мер позволяющих учащемуся определиться с выбором будущей профессиональной деятельности и направления профильного обучения.

 

В каких классах реализуется профильное обучение?

Профильное обучение осуществляется только в X-XI классах.

 

Чем отличается учебный процесс в профильных и обычных классах?

Профильное обучение сочетает в себе изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий – в основном в шестой школьный день.

 

Какие условия необходимы для открытия профильного класса?

 

1. Заявления законных представителей учащихся (родителей) с просьбой о зачислении в профильный класс в количестве, необходимом для открытия класса (группы).

 

2. Наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:

 

 педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;

 

 современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;

 

 наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др.

 

3. Организационные возможности учреждения образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов, режим работы учреждения образования, сменность занятий и др.).

 

4. Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

 

Все ли дети смогут обучаться в профильных классах?

Зачисление учащихся в профильные классы проводится на конкурсной основе. Для зачисления в X профильный класс необходимо иметь отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

 

Что такое профильные классы профессиональной направленности?

С целью развития у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью, в учреждениях образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей (педагогические классы, военно-патриотические классы, правовые классы и иные).

Модели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования.

При реализации профильного обучения возможно несколько моделей формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).